Новости

Международный опыт в местном самоуправлении России: Европейская хартия

15/03/2018
Совет депутатов
Совет депутатов

Совместно с аппаратом Совета депутатов муниципального округа Чертаново Южное мы продолжаем цикл материалов об истории местного самоуправления. В этот раз расскажем о международном опыте на примере Европейской хартии. Многие ее принципы используются и в России.

Документ был разработан в 1985 году. За три следующих года его подписали все страны, входившие в Совет Европы, и в 1988 году хартия была окончательно принята. Россия подписала документ в 1996 году, когда стала членом Совета Европы.

Европейская хартия местного состоит из трех частей, в которых в общей сложности содежржется18 статей. В преамбуле Хартии, сообщается, что государства — члены Совета Европы, подписавшие хартию, соглашаются с тем, что «органы местного самоуправления составляют одну из основ любого демократического строя», а «право граждан участвовать в ведении государственных дел относится к демократическим принципам, разделяемым государствами — членами Совета Европы», и «это право наиболее непосредственно может быть осуществлено именно на местном уровне».

В документе также говорится, что органы местного самоуправления, обладающие ответственностью, способны обеспечить эффективное и приближенное к обществу управление на метах.

Основная часть хартии начинается с определения понятия местного самоуправления. Согласно документу, местное самоуправление — это право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею. Осуществление власти местного самоуправления, в соответствии с хартией, происходит через советы или собрания, члены которых избирается путем свободных, прямых, равных и всеобщих выборов. Советы или собрания могут организовывать подотчетными им исполнительные органы. Таким образом, органами местного самоуправления в Москве являются Советы депутатов, а исполнительного-распорядительными органами – аппараты (или администрации).  

Также в хартии есть требование законодательного закрепления принципов местного самоуправления, желательно, в конституции. В России общие принципы организации местного самоуправления определяются в Главе 8 Конституции РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.

В документе прописана и сфера компетенции местного самоуправления, механизм делегирования полномочий в их адрес со стороны органов вышестоящей власти и защита полномочий и административных структур органов местного самоуправления. Например, согласно хартии, административный контроль за органами местного самоуправления может осуществляться только в порядке и в случаях, предусмотренных конституцией или законом. Он нужен только для обеспечения соблюдения конституционных принципов и законов. Вмешательство контролирующего органа должно соответствовать интересам, которые это вмешательство должно защитить.

Отметим также, что Статья №9 регламентирует источники финансирования органов местного самоуправления. Они имеют право, в рамках национальной экономической политики, получать собственные финансовые средства, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций. Часть финансовых средств должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом. В соответствии с этим принципом, в России одним из источников доходов бюджетов субъектов местного самоуправления являются земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Добавим, что Европейская хартия местного самоуправления ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 55-ФЗ.

 

Метки: , , ,

Выбор редактора