«Дети перестали читать» — с этим утверждением категорически не согласна ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина Маргарита Русецкая. Доктор педагогических наук, профессор видит обратные примеры – умных, начитанных, эрудированных молодых людей — студентов Института Пушкина. Маргарита Николаевна советует не драматизировать ситуацию и предлагает ряд приемов для родителей, которые хотят привить своим детям любовь к чтению.
И главная рекомендация рубрики #Ректорсоветует — вернуть в семью бумажную книгу, «книгу как культурный артефакт». Именно ее должны читать сами взрослые.
— Это классическая история, описанная в трудах Льва Семеновича Выготского. Любой культурный артефакт является в жизни человека дважды – сначала через взрослого, а потом уже в собственной деятельности. То есть если мы хотим, чтобы ребенок читал книгу, то он должен видеть читающего взрослого.
— Сформировать интерес к книге, через свой личный пример чтения в электронном устройстве сегодня не удастся. Это новый вызов, с которым тоже нужно работать. Поэтому как бы ретроградно это ни звучало в век цифровизации, но на первых этапах формирования интереса к чтению в руках взрослого должна быть классическая бумажная книга.
— С этого начинается: сначала мы читаем ребенку книгу сами, потом мы читаем книгу вместе с ребенком, и только потом ребенок берет книгу самостоятельно.
— Обязательный этап – совместное семейное чтение в лотмановских* традициях, когда читается книга и объясняются детали, символы и историческая подоплека образов. Трудно полюбить то, что непонятно, а значит текст нужно сделать ясным, «открыть» его для ребенка.
— Далее следует обсуждение книг. Совместные походы в книжный магазин и выбор книг. И еще раз скажу – личный пример. Взрослые должны держать в руках книгу, не электронную — бумажную.
В следующем выпуске рубрики «Ректорсоветует: как привить любовь к чтению» Маргарита Николаевна расскажет о формировании традиции семейного чтения на примере проекта, реализованного в прошлом году в библиотеках Южного округа.
*Юрий Лотман – всемирно известный филолог, пушкинист и культуролог, один из родоначальников семиотического подхода к анализу текста.
Метки: #Ректорсоветует, Государственный институт русского языка имени Пушкина, Маргарита Русецкая, Юрий Лотман