Новости

Из летописи местного самоуправления

27/03/2015

2015-03-27_185012Реформы XVIII- XIX вв.

Во второй половине XVIII века, при Екатерине II, произошла коренная реформа в области земского и городского управления. Благодаря этому появилось местное самоуправление, к которому мы привыкли. Это была не первая и не последняя реформа, но именно она считается одной из самых успешных и оптимальных в истории Российской Империи. Меры, принятые в это время, оставили глубокие следы и повлияли на развитие российского местного самоуправления в последующие периоды.

Реформы системы самоуправления в XVIII веке

Необходимость реформ возникла, так как существующая на тот момент система власти себя практически исчерпала. В 50-60 годах XVIII века местные администрации увязли в многочисленных злоупотреблениях, что, естественно, привело к недовольству населения существующей системой. В результате Екатерина II поручила разработать сначала отдельные меры, а потом приступила и к более широкой реформе.  По сути, была практически заново создана вся система власти, базирующаяся на принципах децентрализации и организации местного самоуправления.

В первую очередь было введено новое деление на губернии и уезды. Причем это деление осуществилось по сугубо административному принципу без учета географических, национальных и экономических условий. Сделано это было для удобства работы нового административного аппарата. В каждой новой  губерний проживало около четырехсот тысяч человек, в уезде — около тридцати тысяч. Старые территориальные органы после ряда преобразований были ликвидированы.

Во главе губернии был поставлен «государев наместник» — генерал-губернатор, который осуществлял действительное управление. Высшим учреждением, занимавшимся в губернии административными вопросами, стало губернское правление, финансами занималась казенная палата.

Решение многих вопросов было передано «приказам общественного призрения», состав которых был выборный. В уездах местные вопросы решали исправники и «нижние земские суды», которые также были выборными. Помимо этого, были учреждены губернские и уездные дворянские собрания. Они занимались выборами должностных лиц местной администрации и судов, обсуждением  вопросов, предлагаемых правительством и прочим. Помимо этого были учреждены должности губернских и уездных предводителей, а для управления сословными делами — дворянские депутатские собрания и опеки. При этом система выборов носила сословный характер.

В городах дела местного хозяйства и полиции были переданы «общегородской думе» и ее исполнительному органу —  «шестигласной думе». Но при этом были утверждены должности городничих и полицмейстеров, которые не полностью подчинялись городским властям и имели довольно широкие полномочия. Судебным органом в городе являлся выборный магистрат.

В целом, Екатерина заложила основы самоуправления, как мы его знаем сейчас.  В первую очередь, это децентрализация, избрание должности, самостоятельность суда.

Реформы системы самоуправления в XIX веке

Как и многое другое, екатерининские реформы не пришлись по душе ее наследнику Павлу I. Уже в XIX  веке Александр I постарался вернуться к принципам децентрализации и самоуправления. Но именно в этот период  выявились и недостатки новой системы. В частности, генерал-губернаторы, в силу того, что им были предоставлены даже слишком широкие и довольно неопределенные полномочия, стали откровенно злоупотреблять своим положением. После нескольких неудачных попыток реформировать эту должность, в 1837 г. она была ликвидирована. В качестве исключения, должность генерал-губернатора осталась в нескольких губерниях, причем на окраинах страны. Теперь губернскими установлениями стали заведовать министры.

В целом, весь XIX век система самоуправления постоянно менялась. Если с управлением в губерниях разобрались еще в начале столетия, то городским самоуправлением власти не интересовались в достаточной степени. В результате, к 60-м годам оно практически полностью пришло в упадок. Развитием этого направления занялся император Александр II.

После завершения работ над подготовкой реформы по освобождению крестьян последовала реформа местного управления. Александр II остался верен принципам, которые пытались провести Екатерина II, а до нее и Петр I. Главной задачей по-прежнему было полное и последовательное развитие начал местного самоуправления, а также разделение функций суда и местной администрации. На этих началах состоялись реформы Земская (1 янв. 1864 г.) и городская (16 июня 1870 г.). Теперь решение местных хозяйственных дел было вверено выборным земскому собранию и городской Думе. Исполнительными органами городских Дум считались управы.

Эту реформу можно назвать успешной наполовину. Было установлено, что отчеты земских управ должны печататься только с разрешения губернатора. В результате жители земств не могли контролировать деятельность учреждений самоуправления, что не могло не сказаться на эффективности их деятельности. А вот результаты реформы городского управления были более эффективными. Городу была предоставлена довольно широкая самостоятельность в ведении городского хозяйства и решении местных дел. К тому же, была организована довольно рациональная структура. Распорядительными функциями  обладала непосредственно Дума, а исполнительным  органом стала управа, члены которой избирались депутатами. Подавляющее большинство дел городские Думы решали самостоятельно и не нуждались в дополнительном согласовании.

В таком виде органы местного самоуправления работали до XX века.  Наследники императора Александра II  не стали существенно реформировать  существующую систему. Кардинальным изменениям она подверглась только в начале XX века, и связано это было с революциями сначала 1905, а затем и 1917 годов.

Выбор редактора