Местное самоуправление в России в том виде, в котором оно существует на сегодняшний день, начало развиваться с возникновением постсоветского государства. Однако его традиции имеют давнюю историю. Совместно с Советом депутатов муниципального округа Чертаново Южное мы продолжаем серию материалов о местном самоуправлении в России. Сегодня рассмотрим советский период с 1917 года до перестройки.
Новая экономическая политика (НЭП)
С приходом советской власти органы земского и городского самоуправления были заменены так называемыми советами. Идея диктатуры пролетариата вступила в противоречие с существующими принципами: частичной независимостью и самостоятельностью его органов.
Советская власть предполагала единство на всех уровнях с жесткой иерархией всех органов власти. Управление государством контролировала Коммунистическая партия. В то же время тяжелое положение страны после гражданской войны вынудило власть искать пути выхода из кризиса. Было решено объявить новую экономическую политику (НЭП), которая допускала также децентрализацию власти и развитие местного самоуправления. В результате на местах решали вопросы благоустройства, землепользования, водопровода и канализации, транспорта и некоторые другие. В 1925 году приняли положение о городских советах, в 1926 году – о местных финансах, документы, которые определили организацию работы таких органов власти.
Период советского возрождения местного самоуправления длился недолго. В конце 20-х годов начался «великий перелом» – эпоха индустриализации, которая помимо сворачивания рыночных принципов хозяйствования повлекла за собой и усиление центральной власти.
«Затягивание гаек»
В 30-е годы была проведена административно-территориальная реформа, в ходе которой вместо волостей и уездов создали районы – более крупные образования, позволявшие легче руководить регионами. По сути, местное самоуправление было уничтожено. Новое жесткое и централизованное устройство власти закрепили в Конституции 1936 года. Оно просуществовало до середины 80-х годов.
Интересно, что формально советская власть была демократичной. Советы выбирались всеобщим голосованием. Депутатам от имени избирателей поступали так называемые «наказы», которые они должны были исполнять, формально также депутата можно было отозвать. Кроме того, избранники входили в профильные комиссии по тем или иным вопросам, которые рассматривали на сессиях советов. Например, были комиссии по бюджету, по благоустройству, по транспорту и т.д.
Как это работало
Но, на деле, местные жители реального влияния на власть не оказывали. Выборы в советы всех уровней были безальтернативными: на каждый мандат претендовал один кандидат. При этом их подбирали партийные органы. Надо сказать, что при выборе кандидатов пытались соблюдать спускаемые сверху пропорции: определенное количество интеллигенции, рабочих, крестьян, женщин, мужчин, людей с высшим и средним образованием и т.д.
Нижестоящие советы строго подчинялись вышестоящим, над всеми главенствовал Верховный совет. Контроль власти осуществляла Коммунистическая партия Советского союза (КПСС). Помимо спланированных выборов, все заседания от сельских советов до Верховного планировались заранее и проходили по определенному сценарию.
Очередной всплеск развития местное самоуправление в нашей стране получило во второй половине 80-х с началом перестройки. Новые политические и экономические реалии требовали реформ во власти, в т.ч. изменений в вопросах местного самоуправления, без которого невозможна ни нормально работающая рыночная экономика, ни развитая политическая система.
Дмитрий Антипченко
Метки: история, местное самоуправление, Москва, нэп