Совместно с Советом депутатов муниципального округа Чертаново Южное мы продолжаем публиковать серию материалов о местном самоуправлении (МСУ) в России. На этот раз расскажем о периоде начала XXI века: 2000-х годов.
Новый закон
С 1 января 2006 года вступил в силу новый закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Основной целью Федерального закона (ФЗ) было устранение неопределённостей в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами (МСУ). Именно с этой целью вводилась единая структура территориальной организации МСУ. Полномочия Российской Федерации и субъектов Федерации в сфере регулирования МСУ устанавливались на основе иных принципов, чем в предыдущей редакции ФЗ, а также более подробно регулируется деятельность органов МСУ.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подписанный президентом 6 октября 2003 года, обязал органы власти всех субъектов РФ до 1 января 2005 года установить границы муниципальных образований в соответствии с новыми требованиями и наделить соответствующие муниципальные образования одним из следующих статусов:
— городское поселение
— сельское поселение
— муниципальный район
— городской округ.
Статусы муниципальных образований
Важным моментом в муниципальной реформе стало определение границ муниципалитетов и наделение их статусом (муниципальный район, городское поселение, сельское поселение) до 1 марта 2005 года. Если органы государственной власти субъекта не выполняли их к данному сроку, этим занимались федеральные органы исполнительной власти.
Осенью 2005 года прошли выборы в представительные органы. В некоторых субъектах федерации областными законами устанавливаются новые наименования представительных органов муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации. Так, в городских муниципальных округах представительные органы часто стали называться Думами, в муниципальных районах — Собраниями депутатов, в городских и сельских поселениях — Советами депутатов. Руководители исполнительной власти муниципальных образований после принятия закона стали называться главами городского округа, муниципального района, городского и сельского поселений. В некоторых — Собрание муниципального района; Собрание городского округа; Собрание городского (сельского) поселения.
Виды муниципальных образований
С 2006 года нормами нового закона введена следующая классификация муниципальных образований:
На территории субъектов РФ (республики, края, области, автономные округа, автономная область) — всего 85 располагаются:
— городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района;
— муниципальный район — соответствует прежнему району;
— городское поселение или Сельское поселение — входит в муниципальный район;
— города, посёлки, деревни, сёла;
— межселенные территории.
В городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь):
— внутригородские территории городов федерального значения (в Москве территория 125 внутригородских муниципальных образований совпадает с территорией районов города Москвы), в Санкт-Петербурге — муниципальные округа, города и посёлки)
Слово парламентария
«Как педагог по своей первой профессии, я убежден, что учиться никогда и ничему не поздно и полезно. Знать историю своей страны, в том числе то, как работала власть на местах на протяжении веков, немаловажно и тем, кто эту власть осуществляет и местным жителям. Может быть, словосочетания “извлекать уроки” и “учиться на ошибках” в данном случае звучат несколько громко, но, по крайней мере, мне кажется, узнать, как развивалось местное самоуправление в России в разные времена, будет небезынтересно», — отметил глава муниципального округа Чертаново Южное Александр Новиков.
При подготовке материала использовались данные из открытых источников
Дмитрий Антипченко
Метки: история, местное самоуправление, совет депутатов, Чертаново Южное