Ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Маргарита Русецкая выступила на круглом столе «Домашнее задание: за и против», который прошел в четверг, 21 февраля, в Московском парламентском центре.
В обсуждении, инициированном столичной Общественной палатой, приняли участие председатель Мосгордумы Алексей Шапошников и его коллеги по парламенту, члены Общественной палаты, представители учебных заведений, учащиеся школ и их родители.
Маргарита Русецкая, обращаясь к педагогам, подчеркнула, что она выступает не как заместитель председателя Общественной палаты, а как их коллега.
— У меня за плечами опыт учителя начальных классов, учителя-логопеда и моя сегодняшняя работа тоже связана с преподаванием — русского языка как родного и как иностранного. Обобщая весь опыт, хочу сказать следующее. В российской науке есть несколько фундаментальных школ, которые связаны с изучением формирования любого навыка — двигательного, интеллектуального, когнитивного, — пояснила Маргарита Русецкая.
По ее словам, для того, чтобы успешно усвоить навык, необходимо пройти ряд обязательных этапов: формирование — закрепление — автоматизация — стандартизация. Так вот, автоматизация навыка связана с неоднократным повторением полученных знаний, чтобы навык закрепился и был возможен для воспроизведения в других условиях.
— Поэтому, если мы говорим о школьных знаниях, мы понимаем, что есть этап их формирования, который относится к компетенции педагога. Это сфера школьного урока. Дальше для того, чтобы эти знания закрепить, нужно повторение — циклическое выполнение того действия-знания, которое было получено на уроке. Причем выполнение должно быть доступно ребенку без посторонней помощи, — подчеркнула Маргарита Русецкая
Во время занятий в школе на это нет времени. Но физиология ребенка такова, что она требует этих повторений для выработки грамотного, правильного навыка. Для этого и необходимо домашнее задание.
— Однако, подчеркну еще раз, домашнее задание должно быть доступным для самостоятельного решения. Это только повтор полученных знаний в школе. То есть, домашнее задание не должно подменять собой урок в классе, — отметила Маргарита Русецкая.
Метки: Государственный институт русского языка имени Пушкина, круглый стол, Маргарита Русецкая, Московский парламентский центр, общественная палата