Новости

Ректор из Чертанова: мы создаем новую реальность, или Кому Маргарита Русецкая поставила тройку по русскому языку

28/02/2019

Русецкая Маргарита Николаевна ректор государственного института русского языка имени Пушкина (19)

Мы в ответе за то, что и как мы говорим и пишем. Вот основная мысль финальной части интервью с коренной жительницей Чертанова, ректором Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Маргаритой Русецкой.

Кто, как не ректор института Пушкина, может дать ответ на главный вопрос современности: знают ли россияне русский язык?

Знают, убеждена Маргарита Николаевна. Кто-то на пятерку, как ее студенты, кто-то хорошист, но в массе своей мы, россияне, унылые троечники. Хотя и в этой градации существуют свои оговорки, условности, правила.

– Прежде всего, нужно понимать, что язык и речь – это разные истории. Если язык – это все многообразие языковых средств (грамматических, лексических, фонетических и стилистических) для выражения мысли, то речь ­– это то, что из этого огромного арсенала каждый конкретный человек берет для своей коммуникации. То есть язык универсален и всеобъемлющ, а речь всегда индивидуальна.

Русецкая Маргарита Николаевна ректор государственного института русского языка имени Пушкина (4)

Надеть пальто, выучить параграф и соблюсти дедлайн…

– Если мы говорим о языке, то процессы идут, как они всегда шли. Были периоды, когда русский язык пополнялся французскими словами: бутон, букет, пальто. Мы вообще даже не задумываемся, что это нерусские слова. Потом период обогащения немецкими: абзац, шрифт, параграф, слова технической направленности. Как можно без этих слов?

Сейчас период, когда приходят английские слова. Это связано с развитием технологий. Не нужно паниковать: эти процессы всегда жили-были, а язык – это инструмент отражения реальности.

А вот речь, она сегодня кардинальным образом меняется. Прежде всего, под влиянием интернет-технологий. Ускорение всех процессов абсолютно во всех сферах нашей жизни приводит к тому, что и на речь у нас времени все меньше и меньше. Даже в семье.

И уже нет времени на тщательное, трепетное, перфекционистское отношение к слову и к тексту. Мы видим, что происходит в СМИ. Новости, которые выходят по ТВ, в интернет-газетах зачастую просто не успевают пройти такую классическую, фундаментальную, многоуровневую редактуру.

Мы проводили несколько мониторингов. Во-первых, оценивали грамотность СМИ. Несколько лет назад анализировали огромные массивы публикаций интернет-изданий, ТВ, радио. И ранжировали СМИ по количеству ошибок на одну страницу. У нас в отличники попали те, у кого одна ошибка на 4 страницы. И получилось, что не так много у нас отличников. В целом же среднестатистическая газета на каждой странице текста допускает 2–3 ошибки.

статистика рейтинг печатных сми 1

Двоечники или троечники?

– Троечники. И мы понимаем, что это не только СМИ. Наружная реклама, вывески, объявления в государственных учреждениях, магазинах, даже школах – все они тоже влияют на речевой ландшафт. Мы также анализировали большой массив неподготовленных выступлений чиновников. Оценивали их спонтанные ответы на вопросы. Самыми грамотными оказались федеральные министры, на втором месте депутаты, потом мэры, и на последнем –  главы субъектов Федерации.

статистика рейтинг печатных сми 2

Диагноз – наша общая небрежность. И если мы говорим, что уровень владения русским языком сегодня падает, то это совокупность причин. И в том числе снижение нашей собственной ответственности и критичности к нашей речи.

 Есть и объективные причины: Интернет, скорости, большой объем информации и т.д., но в целом, я думаю,  это сегодня становится одним из национально осознаваемых важных вопросов.

Упрощение речевых норм – это новая тенденция, связанная с интернет-коммуникацией. И мы в институте считаем, что речь, которая сегодня формируется в дисплейно-цифровом пространстве, – это третий, особый вид деятельности цифровая коммуникация.

Это, конечно, не классические образцы письменной речи, скорее, это устная речь, положенная в графическую форму. Поэтому, когда кричат, что Интернет показывает, какой безграмотной стала речь, я не могу с этим согласиться. Просто Интернет сделал доступным, визуализировал, обнажил то, что было скрыто раньше. Сегодня каждый стал писателем, и творение каждого стало открыто для всеобщего обозрения. Поэтому это просто новая коммуникативная реальность.

Конечно, есть еще показатель ЕГЭ. Я считаю, что ЕГЭ – это просто определенная компетенция, которая, безусловно, не отражает всех способностей. Поэтому параллельно с ЕГЭ введено сейчас эссе, то есть возвращаемся к сочинению. И это испытание как раз оценивает способности письменно-речевой коммуникации. Кроме того, обсуждается еще и устная часть экзамена по русскому языку. И если речь будет проверяться на экзамене, значит школа и учитель найдут время, возможность, место и формы, чтобы этому учить, чтобы эту компетенцию – навык грамотно говорить – формировать.

Ну и еще раз. Это наша индивидуальная ответственность в личной коммуникации, в профессиональной коммуникации, решение каждого из нас, как говорить, как использовать русский язык и какую свою языковую личность формировать публично и делать доступной всему миру.

Об удивительных витках судьбы, которая вела Маргариту Русецкую из Пушкинского класса советской школы в Пушкинский институт, читайте в материале «Учитель из Чертанова: Маргарита Русецкая рассказала о предназначении, знаках судьбы и любимом районе» 

О пионерском детстве и высоких заслугах ректор института имени Пушкина рассказала во второй части интервью «Учитель из Чертанова: как Маргарита Русецкая поздравляла членов Правительства СССР и получала премию Правительства РФ»  

Первым рабочим местом будущего ректора Института русского языка стала школа в Чертанове Центральном. Об этом, о разных Чертановых и любимой работе – в материале «Учитель из Чертанова: Маргарита Русецкая рассказала о лучшей на свете работе, первом кабинете и мудрой маме».

Метки: , , ,

Выбор редактора