Депутат Государственной Думы РФ Анатолий Выборный прокомментировал законопроект, уточняющий понятие «спецсредства».
Каждый год свыше 200 человек привлекаются к уголовной ответственности за приобретение или продажу специальных технических средств. Ярким иллюстрационным примером на этот счет является ситуация в
Курганской области, когда фермера хотели привлечь к ответственности за приобретение GPS-трекера, который тот использовал, чтобы следить за своим теленком.
Законопроект позволит устранить правовую неопределенность в толковании понятия «специальное техническое средство, предназначенное для негласного сбора информации». Оно содержится в ст. 138.1 Уголовного кодекса РФ, однако в ней не написано, что же это такое «специальное техническое средство для негласного сбора информации». В связи с этим в следственной и судебной практике периодически возникали перекосы, которые порождали нарушение конституционных прав граждан и вызывали широкий общественный резонанс.
«Законопроект предусматривает определение понятия «специальное техническое средство, предназначенное для негласного сбора информации», а также, какие предметы и объекты не относятся к этой категории. Это позволит исключить возможность необоснованных обвинений граждан в шпионаже. Люди смогут свободно покупать в интернете или где-либо еще технические средства, необходимые им в хозяйстве или в быту, например, для отслеживания скота или для обеспечения безопасности семьи и имущества. Таким образом, граждане не будут привлекаться к ответственности за безобидные гаджеты, не нарушающие прав других лиц.
Однако по-прежнему будут запрещены специальные технические средства или программы, которые конструктивно, по своей сути предназначены именно для скрытого получения информации без ведома ее обладателя (программы-шпионы для получения информации с других компьютеров, шариковые ручки со встроенным видео- или аудио записывающим устройством, видеокамеры, спрятанные в детские игрушки, любые записывающие средства, закамуфлированные под бытовые предметы).
Конечно же еще необходим мониторинг правоприменительной практики, чтобы установить, правильно ли правоохранительные органы и суды будут применять новые нормы», — подчеркнул Выборный.