Новости

Модели-копии кораблей и судов делают на Нагатинской

14/04/2022

Наверно, кто-нибудь подумает, что делать корабли в наше время – это странно, это занятие для чудаков. Но это совсем не так! Студия судомоделирования в корпусе «Юный техник» Детско-юношеского центра «Виктория», которая открылась еще в 1995 году, место очень популярное. До сих пор притягивает детей и даже взрослых! Педагог дополнительного образования Алексей Николаевич Шурупов пришел преподавать в студию в 2002 году. Он кандидат в мастера спорта по судомодельному спорту, лауреат городского профессионального педагогического конкурса «Учитель года», обладатель Гран-при городского профессионального педагогического конкурса «Предлагаю решение». И безусловный авторитет для ребят.

Я побывала в студии и поговорила с Алексеем. Захожу и попадаю в настоящее мужское царство – длинный удобный стол посередине, у стен стоят токарный и сверлильный станки и повсюду – более сотни разных судов, яхт, катамаранов, лодок, а на полке застыл огромный красавец пароход! Дипломы, кубки, грамоты и медали не умещаются в шкафах и на полках, столько их было завоевано в соревнованиях на воде.  Эта лаборатория считается одной из самых «продвинутых» в Москве, наиболее оборудованной, здесь могут собирать модели, которые успешно участвовали в городских, российских соревнованиях, есть опыт участия в мировых соревнованиях моделистов. Здесь делают самоходные и радиоуправляемые модели-копии кораблей и судов. Директор Центра и муниципальный депутат ЧЮ Людмила Каневская очень внимательно следит за потребностями студии, проблем с оборудованием и материалами у студийцев нет.

В кружок разные дети приходят, но не все остаются. Каждый учащийся находит своего преподавателя, новички определяются в течение года. Тут вопрос мотивации, взаимосвязи темпераментов, который и влияет на успешное обучение и развитие. В целом же у всех педагогов — цель одна — научить полезному и доброму. Удивительно, с каким интересом и желанием учатся работать руками, сегодня все это, в век компьютеров, экзотика.

− Дети, начинающие у нас с 6 лет, должны руками все это почувствовать — как ведет себя металл, какими обладает свойствами, уметь прочитать чертеж. На станках уметь выбрать режим, а если неправильно выбрал, то запорешь материал или даже станок, — говорит педагог. Получив навык работы на механическом станке, потом можно легко освоить и станок с ЧПУ.

Начинают моделисты с самых несложных бумажных моделей, их выкраивают, склеивают и раскрашивают. Затем задачи усложняются − добавляются детали и узлы из пластика, и лишь потом – из металла. Ребята, занимаясь по 2 часа дважды в неделю, выполняют копии моделей, есть образцы с большим количеством мелких деталей, поэтому времени на сборку уходит достаточно много — до года-полутора лет. Как оказалось, никаких стандартных программ для подобных лабораторий не существует!

«Учим всему сами, по собственным наработанным методикам, которые соответствуют всем образовательным стандартам» — рассказывает Алексей. Как и в любом деле, происходит отбор, не все дети остаются. Но те, кто проникся красотой парусов, мачт и снастей, часами увлеченно колдуют над деталями, некоторые из которых можно сделать только вручную, в одном-единственном экземпляре. Поневоле приходит в голову сравнение со средневековыми скульпторами, которые из глыбы мрамора создавали прекрасные творения. Занимаются здесь и девочки, одна из участниц даже участвовала в соревнованиях со своей моделью. Я рассматриваю кораблики на столе, а Гоша и Савва, которые ходят уже по два года, делают достаточно сложные модели, хотя немного отстают из-за ковида. После сборки и окрашивания модель получит номер и название и ее можно уже спускать на воду.

Большой красавец-пароход, выставленный на полке, занимал дважды третье место на чемпионате мира у юниоров. Как оказалось, на его сборку ушло несколько лет! «Но участие в соревнованиях – не самоцель, важнее всего опыт и навыки, которые человек получает в процессе сборки», — считает педагог. Конечно, это занятие – своеобразное, но подпадающее целиком под определение техническое и инженерное творчество, когда месяцы и годы уходят на создание деталей и частей вашей модели. «В отличии от популярной сегодня робототехники, мы даем первичные столярные, слесарные навыки, навыки монтажа и сборки, заставляя трудиться не только руки, но и душу и сердце» − считает педагог.

Фото Галина Осовская

Метки: , , , , , , , , ,

Выбор редактора