Новости

Учитель из Чертанова: как Маргарита Русецкая поздравляла членов Правительства СССР и получала премию Правительства РФ

11/02/2019

Русецкая Маргарита Николаевна ректор государственного института русского языка имени Пушкина (17)

Коренная жительница Чертанова Южного, ректор Государственного института русского языка имени Пушкина Маргарита Русецкая служит примером того, как удивительно сплетается человеческая судьба с историей страны и яркими приметами эпохи.

Под рубрикой «Таланты ЮАО» Маргарита Николаевна рассказала об уникальной миссии возглавляемого ей института и о годах учебы в Пушкинском классе чертановской школы № 901 (ныне № 657). В продолжении беседы читайте историю о детских и взрослых достижениях ректора Маргариты Русецкой.

Прием в пионеры, первомайский бант для Черненко и путевка в «Артек»

– Меня принимали в пионеры в Музее Ленина (1), как положено. А потом ехала домой в пальто нараспашку, чтобы всем был виден пионерский галстук.

– Клятву помните?

– Ну а как же! С первого до последнего слова(2). И когда я, как исполняющая обязанности председателя Общественной палаты Москвы, поздравляла Московскую городскую думу с 25-летием, торжественное заседание проходило как раз в историческом зале Славы, который я помню как Музей Ленина, где меня и принимали в пионеры. И я поздравляла коллег по мотивам клятвы пионеров Советского Союза…

И еще был момент, когда за отличную учебу меня выдвинули для поздравления с 1 Мая членов правительства СССР. Была такая практика, когда пионеры на первомайской демонстрации забегали на мавзолей, прикалывали бант такой первомайский членам правительства и в ответ детям вручали потрясающие коробки конфет…

Я была первой в одной колонне, а мальчишка – в другой. И мы параллельно забегали по ступеням. Так получилось, что он оказался чуть-чуть быстрее, а я не добежала до первого лица и вручала Черненко (3). Но все равно впечатления были потрясающие: махать с мавзолея трудящимся, которые проходят в колоннах…

И конечно, связаны со школой такие моменты, когда меня в знак премирования за отличную учебу и активную работу отправили в 6-м классе в «Артек» на международную смену, куда приезжали родители и одноклассники Саманты Смит (4), которой к тому времени уже не было в живых. И это тоже был культурный шок. Эти дети – наши ровесники, но это были другие дети. Они и выглядели все взрослее и крупнее, и одеты иначе. Очень яркое впечатление оставила эта смена в «Артеке».

И сегодня мы сотрудничаем с «Артеком»: институт уже несколько лет проводит там международные смены по русскому языку. И удивительно было спустя многие-многие годы побывать в дружине (сейчас они называются «лагеря». – Прим. ред.), в которой была в детстве, посмотреть, как изменились те места. Вот такие в жизни случаются переклички…

– Эти награды детства, сопоставимы ли они с достижениями взрослого известного человека, ученого, профессора, обладателя грамот, медалей и премий за заслуги в сфере науки и образования?

– В детстве все события ярче. И каждая награда – это всегда как подарок судьбы. Будучи взрослым, подходишь к этому уже более критично. И среди больших высоких наград есть и премия Правительства РФ в области образования. И это, безусловно, очень почетно.

Русецкая Маргарита Николаевна ректор государственного института русского языка имени Пушкина (8)

Заслуженные пятерки

– Бывают ситуации в жизни, когда готовишься к экзамену, вытягиваешь билет, отвечаешь, понимаешь, что можно было бы и лучше, а тебе ставят пятерку. И чувствуешь, что не твоя пятерка. И вот с некоторыми наградами так бывает: думаешь, другие более достойны. А вот этой премией действительно я горжусь.

Нас был довольно большой коллектив исполнителей, и премию мы получили за создание такой конвергентной системы профориентации, дополнительного образования и академических знаний.

При поддержке вузов и Департамента образования мы создали систему, когда на базе нескольких московских вузов при финансовой поддержке Правительства Москвы были созданы центры прототипирования. Мы их назвали центры технологической поддержки образования. Их оснастили всем комплексом современного оборудования для развития инженерного образования и всего, что связано с цифровыми визуальными технологиями. Для этих центров специально разработали программы, системы конкурсных отборов, соревнований, поддержки талантливых детей, программы повышения квалификации и подготовки педагогов. Это, несомненно, инновационная инфраструктура для московских школ и вузов, потому что со школьниками стали заниматься не только школьные, но и вузовские преподаватели. И это, конечно, другой уровень, другой стиль. И главное – эта система живет, работает и приносит результаты. У нас в Институте Пушкина, например, дети изучают технику СМИ: учатся на специальных компьютерных программах верстать свои газеты и журналы, а потом сразу печатают их на профессиональном оборудовании и на выходе получают готовый продукт своего творчества…

Есть у меня благодарности и от президента, и от мэра, и от Государственной думы – тоже очень почетно. Мы с проректором по научной работе Михаилом Андреевичем Осадчим были участниками рабочей группы под руководством Павла Крашенинникова (депутат Госдумы – Прим. ред.), которая разработала текст присяги гражданина РФ. Выверили текст на предмет однозначности и доступности для понимания всех слов. И получили благодарность Госдумы.

О первом рабочем кабинете в школе Чертанова Центрального и об удивительной роли, которую сыграла в профессиональной жизни ректора Института Пушкина ее мама, – читайте в третьей части интервью с Маргаритой Русецкой.

Русецкая Маргарита Николаевна ректор государственного института русского языка имени Пушкина (7)

СПРАВКИ:

1 Музей Ленина занимал здание Московской городской думы в Китай-городе. С 2012 года в его помещении открыт Музей Отечественной войны 1812 года. Фактически Музей В.И. Ленина ликвидирован. В Советском Союзе октябрята становились пионерами в 10 лет. Почетное право быть принятым в ряды пионерии в первую очередь предоставлялось как награда за успехи в учебе и общественной жизни школы и класса.

2 Текст клятвы: Я, (И.Ф.), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: горячо любить свою Родину; жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия; всегда выполнять законы пионеров Советского Союза. «Будь готов!» – «Всегда готов!»

3 Константин Устинович Черненко – советский партийный и государственный деятель. По мнению западных политологов, считался одним из двух претендентов (вместе с Андроповым) на пост генсека СССР после Брежнева. Однако уступил Андропову и возглавил ЦК КПСС только после его кончины в феврале 1984 года.

4 Саманта Смит – американская школьница, ставшая родоначальником «детской дипломатии» и миротворцем, отправив письмо генсеку СССР Юрию Андропову во времена холодной войны. Девочка интересовалась, намерен ли Советский Союз начинать ядерную войну с Америкой, и просила сохранить мир во всем мире. Ее послание опубликовали в газете «Правда». Саманту пригласили в Советский Союз, где она побывала в «Артеке». Она стала публичной персоной, посланником мира. Через два года после визита в СССР Саманта погибла в авиакатастрофе.

Беседовала Валерия Иванченко

Метки: , , ,

Выбор редактора