Жительница Чертанова и нынешний ректор Института русского языка имени А.С. Пушкина Маргарита Русецкая поделилась с журналистом Объединенной редакции интернет-изданий ЮАО историей своего профессионального пути.
Она рассказала об удивительных витках судьбы, которая вела ее из Пушкинского класса советской школы в Пушкинский институт. Вспомнила, как поздравляла членов Правительства СССР и получала премию Правительства РФ.
В третьей части интервью Маргариты Русецкой под рубрикой «Таланты ЮАО» речь идет о маме, первом рабочем кабинете и таком многоликом Чертанове.
Маргарита Николаевна – из тех редких людей, что безошибочно разделяют Чертаново Южное, Центральное и Северное. И это главный признак, по которому жители трех разных Чертановых определяют «своих» людей.
– Маргарита Николаевна, Вы идеально оперируете Чертановыми…
– Есть такой момент, – улыбается ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина. – Потому что мне не было и года, когда родители получили квартиру на улице, название которой было тогда Второй Дорожный проезд. А уже когда я училась в школе, по инициативе одного из жителей нашего дома улица была переименована в Подольских Курсантов. Поэтому и моя школа, и школа сестры, и школа, которую старший сын окончил, – это Чертаново Южное. И конечно, все детство и теперь уже вся сознательная жизнь проходили в Чертанове. Более того, в Чертанове Центральном было первое мое рабочее место – сейчас это школа № 1582 на Кировоградской, 18Б, а была 556-я.
Мне дали на выбор три школы, и я остановилась на той, что на Кировоградской улице
– Тоже забавная история: первое рабочее место после университета как раз связано с тем, что у меня уже ребенок был маленький и работа нужна была рядом с домом. Я записалась на прием к руководителю Управления образования Нине Григорьевне Минько. Она меня приняла, что удивительно. И я говорю, что вот я молодой специалист, окончила университет, я учитель-логопед, мне нужно найти место работы поближе к дому, с хорошими условиями, чтобы там был кабинет: он нужен не для меня, а для логопедической работы. А на те времена далеко не каждая школа предоставляла логопеду отдельное помещение. Вот я пришла с такими требованиями… Она посмотрела на меня внимательно, пригласила начальника отдела кадров, и буквально через два дня мне дали на выбор три школы. Я проехала все три и остановилась на той самой, что на Кировоградской улице.
Познакомилась с директором Татьяной Филипповной Власовой. Уникальный педагог, руководитель, лет 20 была директором, ее уже нет, но школа ее чтит.
И удивительная была история: я пришла как учитель-логопед, но перед 1 сентября одна из учительниц, которая набрала первый класс, сломала ногу, и класс остался без учителя. И директор, увидев, что у меня есть педагогическое образование учителя начальных классов, попросила выручить. И оказалось, что для этих 30 детей я стала первой учительницей. Потом, в 2003-м, я защищала кандидатскую диссертацию, эти дети как раз окончили 4–5-й класс, а в 2009-м я защищала докторскую, и для докторской у меня были собраны данные по речевому развитию этих детей с 1-го по 11-й класс.
Кстати, моим первым рабочим кабинетом стал закуток в детской раздевалке, отведенный под гардеробную педагогов, малюсенький такой: три на три. В школе на Кировоградской.
Если бы не мама…
А ведь все могло случиться совсем иначе, если бы не мама Маргариты Николаевны, мечтающая дать детям высшее образование. Потому что комсомолка, активистка и отличница Рита Хромова после 8-го класса покинула школу, чтобы сразу получить профессию. Но мама (или судьба?) вновь повернула юный талант на единственную, ей предназначенную дорогу.
– Я никогда не сомневалась, что мне надо идти в педагогику, но как-то не по возрасту прагматично подумала (хотя у меня были одни пятерки), что в институт поступать – это так сложно, такой конкурс, пойду в педучилище, и сразу у меня будет профессия, буду учителем. Рыдала вся школа! Мама не могла в себя прийти месяца три, как я с такими отметками в педагогическое училище ушла. Тем не менее ушла. И через 4 года у меня была профессия учителя начальных классов. И откровенно говоря, уже после педучилища я пошла учиться в университет только из-за мамы. Для нее было принципиально, чтобы дети получили высшее образование. Поэтому пошла только ради нее и первые дни в университете не понимала, что я здесь делаю: я уже специалист, я все знаю, все умею. И непростая была задача себя перебороть. Ну а потом оказалось, что интересна научная работа, аспирантура, преподавание на кафедре. Прошла путь от аспиранта, ассистента кафедры до профессорских должностей и проректора. И тогда я поняла, что лучше и интереснее работы ректора на свете, наверное, не бывает…
О том, хорошо ли россияне знают русский язык, какую новую реальность мы все сегодня формируем и от кого на самом деле зависит наша речь, читайте в финальной части интервью с Маргаритой Русецкой.
Метки: Государственный институт русского языка имени Пушкина, Маргарита Русецкая, таланты ЮАО, учитель